Инсталляции - Студия Динамик

HOMO DIGITUS



07/2009 СИСТЕМЫ

Ford Focus. Студия: «Динамик», Воронеж

Руководитель проекта: Андрей Новозенко

HOMO DIGITUS

Денис не очень многословен. Не то чтобы совсем молчун, хотя мне встречались и такие (причём с отлично звучащими системами), просто манера у него — говорить коротко и по существу...

«Я — человек цифровой». Это коротко, трудно спорить. И, как нетрудно будет увидеть совсем скоро, совершеннейшим образом по существу. Разговор наш завязался с этого признания Дениса (это хозяин машины, если кто до сих пор не догадался), ставшего ответом на гораздо более длинно сформулированный вопрос: «А скажите, Денис, как вы пришли к концепции аудиовидеосистемы в своём автомобиле, в основание которой положен компьютер со специализированным программным обеспечением?» Ну как-то в этом роде, может, и не так кучеряво, но уж точно длиннее, чем последовавший ответ.

Случай не единичный, у нас в издательском доме тоже есть такой, ещё год назад он за три дня перевёз в редакцию и раздал всем желающим свой аудиовидеоархив. За три дня, потому что за один раз в багажник «Алмеры» не помещалось. А раздал, потому что всё перекатал на RAID-массивы, с которых бессмертные творения разлетаются по жилплощади когда по витым парам, а когда — и без них, по воздуху, слегка сдобренному вай-фаем. Про это я Денису тоже рассказал, ответ был короток и по существу: «У меня тоже так». Ну вот, дождались. Идёт на смену обыкновенному сапиенсу новая генерация — сапиенс дигитус, встречайте...

Чем мультимедийная система в машине homo digitus отличается от привычной нам? Посмотрите на схему: если рассечь её горизонтальной линией чуть выше усилителя (он один, режьте, не ошибётесь), ниже экватора окажется очень лаконичная, построенная по аудиофильским канонам аудиосистема. Двухполосный фронт с поканальным усилением и сабвуфер, дающий работу пятому каналу усилителя. А вот в северном полушарии — буйство цифровых технологий, обустроенных при этом не совсем шаблонно. Кстати, почему наперекор, казалось бы, собственным правилам мы систему с двухканальным звуком объявили мультимедийной? Да потому, что она таковой и является. Не многоканальной, но мультимедийной.

Предыдущая система Дениса была вся по законам южного полушария. Источник — Alpine, а дальше — по вкусу. Но цифровому человеку для дыхания нужен не только воздух, как нам, ископаемым. Денис начал задыхаться от отсутствия привычного в домашней системе формата FLAC, видео с повышенным разрешением, возможности считать медийную информацию в любой момент, с любого носителя и в любом формате. Плюс — навигация, причём не какую дают, а чтобы какую захотел вот прямо сейчас. Это уже отчасти и по специальности, у себя в городе Денис — менеджер по навигационному оборудования сети магазинов AutoLife.

В новой машине решено было учесть уроки прошлой системы и сделать необходимые шаги вперёд. В смысле технологии инсталляции решено было сделать систему минимально травматичной для кузова и интерьера. И это удалось: при желании или необходимости всю мультимедийную начинку можно демонтировать за 2 — 3 часа, и новому хозяину «Фокуса» достанется лишь добротная виброизоляция.

Итак, отправляемся в северное полушарие. Центральное устройство здесь — компьютер, собранный на основе материнской платы формата mini-ITX. «Камень» — самый современный, все дела, а габариты — более чем скромные. Внутри корпуса, помимо «матери» с процессором, находится и 160-гигабайтный жёсткий диск 2,5-дюймового «ноутбучного» калибра. Опыт эксплуатации этого диска и эксперименты с ним и другими показали: то, чего раньше так боялись строители аудиосистем на компьютерной базе — проблемы с вибростойкостью хард-драйва, ушло в прошлое. В «Фокусе» никакой амортизации жёсткого диска не предусмотрено, он мёртво закреплён в корпусе и никаких сигналов о том, что ему это не нравится, до сих пор не подавал. А предполагать, что в Воронеже и области дороги какие-то особенные, вроде бы нет оснований.

Компьютер собирает на себя сигналы любой природы со всех приданных ему периферийных устройств. Одно из них — универсальный CD/DVD-дисковод Samsung, притом пишущий, чтобы зря не бегать. Его смонтировали в сооружённый для этой цели подлокотник между передними сиденьями. Там же расположился USB-хаб для внешних твердотельных источников, трансивер WiFi и радиомодем. По USB с системным блоком соединяются и DVD-транспорт, и GPS-антенна, для работы с которой на хард-диск записаны все заслуживающие внимания на сегодня навигационные программы — от «Автоспутника» до i-GO 8.3, одни работают напрямую под «нормальными» Windows, для других эмулируется среда Windows Mobile.

Видеосигнал с системного блока (видеокарта там, естественно, своя) выдаётся на монитор в центральной консоли, для этой роли знатоки цифровой жизни в автомобиле находят компоненты, лежащие в стороне от мэйнстрима car audio и даже car video. Дисплей мало кому известного китайского производителя тем не менее позволяет выводить сигнал в настоящем SVGA-качестве, при этом сенсорные функции управления — тоже при нём. Дисплей, при рождении помещённый в свой корпус, распотрошили и перемонтировали в рамку, которая должна была обрамлять штатное головное устройство. Вместе с контроллером, естественно.

Звук выводится на внешнюю карту Creative Sound Blaster X-Fi по USB, а с выхода, уже по оптике, поступает на вход процессора Alpine PXA-H710, отвечающего за все звуковые настройки. В системе, если заметили, есть ещё одно устройство Alpine — «системный интегратор» Vehicle Hub Pro. С его помощью управление системой становится намного удобнее: с пульта Orb можно управлять процессором плюс радио, которого в других компонентах, естественно, нет. Основным же средством управления системой с её многочисленными функциями остаётся сенсорный экран, а для удобства интеграции в мозги компьютеру залили испытанное средство — оболочку Centrafuse. Ещё в северном, цифровом полушарии живёт беспроводная клавиатура, без которой компьютер, пусть и в автомобиле, был бы неполным.

Южное, аналоговое полушарие, как вы уже заметили, населено существенно менее плотно. Не подозревая о том, что творится на севере, 5-канальный E.O.S. получает готовый, поделенный по полосам и где надо придержанный по времени сигнал с процессора и раздаёт его по динамикам. Выбор головок для этой системы — результат осмысления опыта с прошлой системой в соединении с опытом Андрея Новозенко — ветерана автозвуковых соревнований. Мидбасы — 6-дюймовые CDT Audio, установлены в двери через положенные переходные кольца без нанесения чрезмерного ущерба собственно дверям, так что при случае нетрудно «откатиться к предыдущей версии драйвера». В отношении пищалок свой выбор Денис сделал давно и адекватной замены MT23 не видит. Есть, конечно, Supremo Piccolo, но в концепцию «малотравматичной» инсталляции они не вписывались, не такие уж они Piccolo, когда дело доходит до реальной установки.

Сабвуфер — закрытый ящик объёмом 21 л с одной 12-дюймовой головкой CDT Audio. Корпус сабвуфера утоплен в левое крыло, притом что выполнен он целиком из MDF. В правой нише багажного отсека разместились усилитель и системный блок компьютера, там даже осталось место для буферного конденсатора с вольтметром. А Vehicle Hub, процессор и звуковая карта расположились на полу багажника, в один ряд перед нишей запасного колеса, с точки зрения длины ранимых помехами аналоговых межблоков это весьма кстати. Эта идея принадлежит уже Новозенко, он — человек аналоговый...

Чем, собственно, этот интерьер отличается от штатного? Монитор вместо «радио»? Бывает... Подлокотник между сиденьями? Ну, тюнинг такой.

Подлокотник — это не просто тюнинг. Это — медиатюнинг, внутри поселился пишущий DVD-привод.

В недрах подлокотника — гостеприимный USB-хаб с несчётным количеством посадочных мест.

В рамку на центральной консоли имплантирован дисплей и его контроллер.

Где-то в системе живёт и такое устройство для преобразования USB в оптику.

Двери по виду остались штатными.

Внутри сделан переход со штатных 6 х 9 на нормальные 6,5.

Крупные узлы устроены в багажнике весьма компактным образом.

Справа — усилитель (его видно) и системный блок компьютера (его не видно).

Этапы расселения компонентов в правой нише.

На полу багажника — процессор, Vehicle Hub и Sound Blaster (посередине).

Сабвуфер-«стелс» собран из плоских деталей из MDF.

Обустройство процессорного (в широком смысле) хозяйства на полу багажника.

Системный блок с соединениями: всё, что не USB и не D-Sub, относится к питанию (блок — за перегородкой).

SQ

Денис предложил слушать систему в штатном для неё режиме. То есть перекатать требуемые треки на хард, DVD-транспорт в своей машине он рассматривает как нужное, но не главное устройство. Хозяин барин, особенно когда цифровой. Прозвучала обязательная программа, надо признать, интересно. Женский вокал, и так-то богатый интонационно, звучал как-то более проникновенно, чем обычно, но без слащавости. Очень выигрышно система воспроизводит атаку, всюду, где она есть, а мелкие детали чётко отрисованы в пространстве и звучат очень разборчиво. Семь барабанов локализованы, разумеется, безупречно, но те, что справа, несколько теряют телесность в тональной окраске. Тарелки на соло ударника красиво висят в воздухе, не падая на приборную панель и не упираясь в стекло, у барабанов, как показалось, подчёркнуты отзвуки пластика и пружин. На блюзовом треке 12 инструменты расставлены не широко, но при этом хорошо разделены. Мужской голос звучит по-блюзовому тепло, без несвойственной этому жанру искристости. Тест на самый низкий бас система прошла наполовину. Тон ударов в турецкий барабан различается, монотонности здесь нет. Однако различается он даже чересчур: первый удар несколько оттянут внутрь салона, тогда как второй уверенно локализуется впереди.

SUM

  • Тип системы: мультимедиа
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источники: mini ITX / Intel Atom N330, Samsung DVD-RW, Alpine VPA-B222R, iPod
  • Процессор: Alpine PXA-H701
  • Монитор: S0701D
  • Усилитель: E.O.S. AE-4.1
  • Акустика: CDT Audio HD-6, Morel MT23
  • Сабвуфер: CDT Audio EF-120

IN

RTA

Если бы до начала измерений не было известно, в каком оформлении работает сабвуфер, я бы тоном знатока определил его как фазоинвертор, хороший, но фазоинвертор, уж очень явно прослеживается спад АЧХ ниже 35 Гц. Не исключаю, что этому сабвуферному динамику по душе объём больше отведенных ему 21 л. Басовый фундамент общей АЧХ простирается довольно высоко по частоте, на горизонтальную ветвь характеристика окончательно выходит только к 300 Гц. Дальше повод для обсуждения практически исчезает, АЧХ идёт ровно (плюс-минус) до самого верха, а некоторый общий подъем выше 4 кГц, возможно, как раз и обусловил подчёркнутую атаку. Это не баг, это — фича...


<<< назад

Акции

Star Dreams - новая линейка радар-детекторов

Star Dreams - новая линейка радар-детекторов


Дисконтная карта сети магазинов AUTOLIFE

Дисконтная карта сети магазинов AUTOLIFE


Специальные
предложения